ФАКТЫ
Попробуем проанализировать факты
Это были эмоции. А теперь попробуем проанализировать факты и ответить на следующие вопросы:
- Что такое Бог, религия и религиозное сознание?
- Откуда и как возникает религиозное мировоззрение?
- Чем хороша и чем плоха религия?
- Чем опасно религиозное мировоззрение сегодня?
В наших попытках разобраться
с этими проблемами постараемся не пользоваться справочной
и специальной научной литературой, но опираться лишь на
здравый смысл и знания, известные любому школьнику.
Что такое Бог, религия и религиозное сознание?
В обыденном
понимании последователей авраамических религий 1) Бог это:
- Высшая сила, создавшая мир и самого человека, выделившая его из остального животного мира, вдохнув в него так называемую "бессмертную душу".
- Сила, которая определила незыблемые законы мироустройства, но главное - поведения человека, предписав ему "нерушимые" этические заповеди - законы поведения в человеческом сообществе.
- Сила, которая постоянно отслеживает поведение каждого человека и оценивает его с точки зрения соблюдения им этих заповедей.
- Это не просто сила, но личность - к которой можно обращаться с просьбами, которой нужно возносить хвалы и благодарности (молитва). Личность, испытывающая весь спектр человеческих эмоций от ярости (Содом и Гоморра) до радости, вступающая в непосредственный контакт с человеком, заключающая с ним "юридически" оформленные соглашения (Ветхий завет, Новый завет. Термин "завет" означает - соглашение). Древние культурные герои Библии вступали даже в физическую борьбу с Богом.
Существуют религии не предполагающие вообще какого-либо Бога-творца, характерного для авраамических религий, например, - буддизм, не отрицающий, кстати, духов - неких высших, неподвластных человеку сил. Политеистические, исторически более ранние религии, обожествляют отдельные природные или душевные силы, стоящие над человеком, либо души умерших предков, животных-покровителей рода и т.д.
Итак, суть любого религиозного мировоззрения может быть сведена к следующему:
- Ярко выраженный антропоцентризм, ставящий человека на вершину биологической эволюции и делающий его центром физического мира, признающий его венцом творения, выше которого - только божественные сущности, заинтересованные в "правильном" поведении каждого человека.
- Основные религиозные догмы относятся к области этики. Т.е. законам взаимоотношений людей в сообществе. В связи с этим же формулируются понятия Добра (праведности) и Зла (греховности).
- Как правило, всем этим верованиям характерны архаические представления о законах физического мира, устройстве вселенной. Окружающий мир статичен и не подвержен эволюционным изменениям. Силы природы поставлены в подчиненное положение к нормам этики: в частности, - используются божествами для наказания или поощрения верующих.
- Поощрением верующим и наказанием грешникам в большинстве развитых религий является вечная жизнь души (т.е. личное бессмертие верующего) после смерти, (соответственно, сопровождаемая либо вечными наслаждениями, либо вечными мучениями) и в области, не доступной живым людям, не принадлежащей пространству вселенной, в которой человек обитает при жизни. В архаических религиях это недоступные области района проживания верующих (высокие горы, глубины земли, напр. Царство мрачного Аида и т.п.).
- Доказательствами справедливости религиозных убеждений и догм являются ссылки на чудеса т.е. события, явно противоречащие известным природным законам, а также ссылки на авторитет предков или древних культурных героев. Характерно, что большинство религий указывают на некий "золотой век" - эпоху благоденствия, имевший место в прошлом. А также приписывают прошлому тайные совершенные, но утерянные знания о мире.
Что в изложенном вызывает сомнения или неприятие?
Антропоцентризм.
Сомнительно, чтобы Вселенная, возраст которой по современным представлениям - несколько миллиардов лет создавалась ради обслуживания интересов особей биологического вида Homo Sapiens, период существования которого на несколько порядков меньше, а перспективы выживания, как будет показано ниже, весьма туманны. Сомнительно также, чтобы судьба каждой особи этого эфемерного вида интересовала высшие силы.
Архаические представления о законах физического мира, устройстве Вселенной, зафиксированные в "священных текстах" .
Сомнительно, чтобы Бог, создавший,
по представлению верующих, Вселенную, не знал бы
ее устройства и позволил бы зафиксировать в "священных
текстах" неверные сведения. Следовательно, либо
нет Бога, либо, тексты эти не от Бога. Но, именно,
эти тексты - доказательства существования Бога,
поскольку созданы (предоставлены человеку) Им. Вывод
- очевиден! 2)
Вечная жизнь души… в области, не доступной живым людям.
Невозможность проверки принципиально важной информации о воздаянии за выполнение (невыполнение) догматов веры. Сильно смахивает на мошенничество. Не станете же Вы иметь дела с какой-нибудь фирмой, предлагающей Вам купить, например, квартиру, но при этом не имеющей ни юридического адреса, ни телефона. А самое дорогое для верующего - его бессмертную душу предлагают доверить такой сомнительной фирме.
Доказательствами справедливости религиозных убеждений и догм являются ссылки на чудеса...
Оговоримся, что важен не сам факт наблюдения необычных или необъяснимых явлений. Их возможность никем не отвергается. Мы говорим об использовании ссылок на чудеса, используемых для подтверждения религиозных догм.
Чудеса - нарушение известных природных законов. В том, что природные законы работают всегда, убеждать никого не надо, человек видит это постоянно. Именно, благодаря их знанию и использованию существует человечество. Чудеса - события уникальные, воспроизвести и проверить их нельзя. Нельзя, соответственно, узнать реально ли произошло чудо (т.е. нарушение физических законов), или это просто ловкий фокус, который так похож на чудо, но при этом ничего не нарушает.
Откуда мы знаем о чудесах?
Ну, во-первых из "священных текстов". О "достоверности" этих текстов мы уже говорили при обсуждении религиозных представлений об устройстве Вселенной.
Во-вторых, из рассказов разного рода священнослужителей. Но они - лица заинтересованные. С одной стороны, могут и соврать ради пользы дела. Но могут и добросовестно заблуждаться. А могло и привидеться. Или увидели фокус, а приняли за чудо. Воспроизвести же нельзя, поскольку - чудо.
|