|
 |
Читалка. Публикации наших посетителей
Евгений Гуревич
"О религиозном возрождении
в России"
ВЫВОДЫ
- Человек (Homo Sapiens) - один из множества видов животных, населяющих нашу планету.
- Функционирование всех видов животных подчиняется действию объективных биологических законов в том числе:
- законов выживания (сохранения) как отдельной особи, так и вида в целом. При этом закон сохранения вида имеет большую значимость, чем закон выживания особи.
- законов определяющих структуру, иерархию и, возможно, типы взаимоотношений особей в животных сообществах т.е. законы этики18).
- Все биологические виды Земли имеют специфические адаптационные механизмы, предназначенные для адекватной, т.е. обеспечивающей максимально благоприятные для выживания последствия, реакции на внешние воздействия.
3.1. Непременным элементом адаптационного
механизма являются системы обработки19)
видовой информации.
Объем и качество видовой информации (ВИ) можно охарактеризовать терминами:
- критическая ВИ - абсолютно необходимая для выживания вида, определяющая
его аутентичность;
- избыточная ВИ - не являющаяся необходимой,
но полезная (например, - снижающая энергозатраты
на добычу ресурсов, необходимых для жизни,
либо информация, обеспечивающая повышение
качества жизни т.е. комфортности и безопасности
как отдельных особей, так и их сообществ)
или нейтральная информация, а также - недостоверная
или ложная.
Чем больше объем избыточной ВИ - тем выше возможности выживания вида (потенциал выживаемости).
3.2. Системы обработки ВИ состоят из двух функционально различных частей.
Одна часть, ответственная за обработку информации о постоянных или долговременных воздействиях внешней среды и стереотипных видовых реакциях на них, реализована на молекулярном уровне в составе генетического механизма живой клетки. Передается от предков к потомкам при размножении. Объем информации, накопленной в этой подсистеме, изменяется крайне медленно, зато защищенность ее от потерь черезвычайно высока. Доля критической ВИ в этой подсистеме существенно выше - избыточной.
Назовем ее - видовой генетический информационный механизм (ВГИМ) .
Другая часть, ответственная за обработку информации о быстропеременных воздействиях среды и стереотипных видовых реакциях на них, реализована на уровне сообщества особей, рассматриваемого как система20) ). Она основывается на обучаемости особей и негенетической - знаковой передаче информации между ними. Объем информации, накопленной в этой подсистеме, быстро изменяется, но надежность сохранения - существенно ниже, чем во ВГИМ. Доля избыточной ВИ в этой подсистеме существенно выше - критической.
Назовем ее - видовой негенетический информационный механизм (ВНИМ) .
3.3. К числу вторичных21) ) элементов адаптационного механизма вида Homo Sapiens можно отнести также постоянно используемые предметы природные или производимые людьми: огонь, орудия труда, инструменты, одежду и т.п., которые помогают ему адаптироваться к воздействиям внешней среды.
- Нет принципиальной разницы между человеком и другими млекопитающими в механизмах обработки видовой информации, в иерархических структурах и специфических формах поведения особей в сообществах. Есть лишь различия в степени развития механизмов, структур и изощренности стереотипов поведения.
|
- Вербальный характер мыслительного процесса Homo Sapiens формирует ВНИМ, который обеспечивает более высокие темпы и объемы накопления ВИ в сравнении с другими видами млекопитающих.
ВНИМ вида Homo Sapiens складывается из способов как животного (эмоционального), так и человеческого (т.е. вербального) накопления критической и избыточной ВИ.
Человеческие способы обработки ВИ предусматривают:
- словесное ее формулирование в виде этических норм, правил поведения в т.ч. в хозяйственной деятельности, обрядов, ритуалов, примет;
- сакрализацию для ее сохранения и консервации. Преимущественное значение консервативных охранительных элементов в сакрализации ВИ имеет биологическое обоснование;
- веру, религиозные обряды и институт жречества, как основные элементы сакрализации.
- Религиозное мировоззрение (РМ) вытекает из биологических особенностей ВНИМ Homo Sapiens и является, первоначально, необходимой составляющей этого механизма.
Религия и религиозное мировоззрение, как метод познания (МП) позволило виду Homo Sapiens:
- сформулировать и сохранить критическую видовую этику,
- стремительно выделиться из животного мира,
- предельно расширить ареал обитания, создать высокое (по сравнению с другими видами) качество жизни,
- создать культуру и цивилизацию,
- заложить основы научного мировоззрения.
- Научное мировоззрение (НМ), сложившееся благодаря накоплению значительных объемов избыточной ВИ в рамках РМ, существенно увеличивает скорость накопления полезной избыточной ВИ, что обеспечивает повышение адекватности реакции сообщества на внешние угрозы, качества жизни и, тем самым, - потенциал выживаемости вида.
- РМ консервирует архаические представления о мире. Формируясь на этапе перехода от животного к человеческому состоянию, РМ, естественно, отвечает крайне низкому уровню знаний и навыков человека, неверно отражает основные связи и закономерности реального мира22) ). Охранительный же характер такого мировоззрения консервирует предрассудки и заблуждения этой эпохи.
- РМ и НМ - разные стадии развития одного из вторичных элементов видового адаптационного механизма.
Если рассматривать мировоззрение, формирующееся на основе определенного метода познания, а также соответствующую ему модель мира в качестве адаптационного видового орудия или инструмента, наравне с другими инструментами вроде топора, иглы или ножа, то РМ, в сравнении с НМ, есть инструмент - устаревший.
Ограничения РМ, связанные как с догматической его основой, так и с превалирующей консервативностью, затрудняют корректировку неадекватности религиозной модели мира и, как следствие, снижают потенциал выживания вида.
РМ не способно справиться с обработкой все нарастающего (благодаря науке) объема избыточной ВИ.
Как и другие устаревшие орудия труда и инструменты, РМ тормозит и технический, и социальный прогресс, консервирует техническое отставание сообществ, в которых превалирует над НМ, препятствует повышению уровня и качества жизни человечества.
Сохранение РМ на фоне развития НМ несет реальную опасность для выживания вида:
- Способствует религиозной (конфессиональной) раздробленности человечества, особенно опасной для многоконфессиональных обществ, обострению внутривидовой борьбы (войны, насилие, террор в т.ч. основанные на конфессиональных различиях и т.д.), ведущей к нерациональному использованию жизненных ресурсов, разрушению вмещающих экосистем, сокращению численности продуктивной части популяции и ухудшению качества жизни вида.
- Способствует проявлению таких опасных общественных явлений как фанатизм и ксенофобия.
- Препятствует развитию науки, обеспечивающей заведомо лучшие условия для выживания.
- Из-за консервации неадекватной картины мира приводит к неэффективному использованию ресурсов сообщества на создание предметов культа, культовых сооружений и т.д.
- Необходимые элементы религиозного культа - жреческие институты (церковь), вживленные в структуру сообществ, распространяют свои архаичные представления, вмешиваются в вопросы, лежащие далеко за пределами этики, навязывают сообществу опасные политические решения, основанные на конфессиональной обособленности и ксенофобии, либо приводящие к ухудшению качества жизни.
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Никого не хочу в чем-то переубеждать. Здесь я изложил свою и только свою точку зрения на вопрос о соотношении и роли науки и религии в современном мире.
Имеющий уши - услышит, имеющий глаза - увидит, имеющий мозги - сообразит23) насколько эта точка зрения правильна, насколько опасна религия сегодня, насколько необходимо атеистическое материалистическое мировоззрение, особенно, в нашей стране!
Евгений Гуревич,
к.т.н.
Москва
25.06.02
|
|
 |
|