ФАКТЫ
Чем хороша и чем плоха религия?
Итак религию можно определить как видовой (биологический по своей природе) механизм сохранения, в первую очередь, и накопления (во-вторую) критической для выживания вида и избыточной информации. Или коротко - метод познания.
В качестве критерия для определения того плох или хорош метод познания естественно выбрать степень его соответствия принципу выживания или сохранения вида.
В этом смысле религиозный метод имеет достаточно положительных моментов.
Во-первых, именно он позволил сформулировать и сохранить принципиально важные понятия морали, выделившие Человечество из мира животных и обеспечившие виду его господствующее положение в биосфере планеты.
Он является так же основой современной цивилизации, включающей как важный элемент явление культуры, понимаемое в самом широком смысле.
Во-вторых, именно в недрах религиозного метода создаются условия возникновения нового познавательного метода - науки. В рамках религии накапливалось огромное количество разнообразной информации, на основе анализа которой развивались и формулировались основы современных научных методов: философские доктрины, логика, математика, медицина, химия и, естественно, специалисты, владевшие этими знаниями и развивавшие их.
Не будем забывать о том, что основоположниками современной науки были богословы или теологи: Бэкон, Ньютон, Коперник, Галилей, Гендель, Кант и т.д.
В-третых, знания, систематизированные в рамках религиозного метода, проверяются экспериментально и используются практически, в частности, и для подтверждения истинности этого мировоззрения. 10) )
Положительная роль религии и связанного с ней мировоззрения в формировании человеческого общества, создании цивилизации - огромна.
Религия, как инструмент познания, хорошо послужила человечеству. Но, как и всякий человеческий инструмент, она имеет ограничения и недостатки, которые, как известно, есть продолжение ее достоинств. Перефразируя К.Э. Циолковского можно сказать: "Религия - колыбель цивилизации, но нельзя же вечно жить в колыбели!"
Так в чем же недостатки религиозного метода познания?
- Религия имеет в основании веру - т.е. некритическое принятие неких догм. Любой анализ и критика возможна лишь пока она не касается основных положений веры. Это - ограничитель метода. Подобные ограничения могут быть наложены, вообще говоря, на любую область знания. (Например, ограничения наложенные средневековой католической церковью на препарирование трупов существенно затормозили развитие европейской медицины, в т.ч. хирургии по сравнению с современной ей - арабской или китайской).
- Догматический подход, естественно, связан с аппеляцией к авторитету, утверждения которого, также могут быть табуированы и выведены за рамки критического анализа. (Например, геоцентрическая космология Аристотеля. Ее отмена куплена ценой жизни Д.Бруно и замедлением признания гелиоцентрической модели Солнечной системы на несколько десятков лет.).
- Превалирующий консервативный элемент в религиозном методе познания консервирует ВСЕ знания, каким либо образом включенные в его сферу. Все, в том числе и недостоверные или ложные сведения о мире становятся "священными", т.е. не подлежащими исправлению или удалению из системы.
Религиозный метод познания имеет серьезные ограничения, связанные как с его догматической основой, так и с превалирующей консервативностью, затрудняющие корректировку неадекватности религиозной модели мира и, как следствие, противоречащее принципу выживания вида.
Выше уже говорилось, что основное назначение религии - формулирование и сохранение этических норм. Что же касается других сторон бытия, в частности знания о законах природы, материального мира то эта область не является предметом религиозного метода. Кстати, восточные религиозные системы (Буддизм, например,) вообще не интересуются этим кругом вопросов.
Однако, церкви (христианские, например) волевым порядком вовлекают в круг своих интересов и контроля! естественнонаучные проблемы и в силу, упомянутых выше, ограничений религиозного метода существенно тормозят развитие научного знания и/или ухудшают качество жизни.
Так, негативное отношение католической церкви к абортам приводит к ухудшению социального положения женщин в странах, где это отношение имеет законодательное воплощение (многодетные неполные семьи, недостаток средств к существованию, нищета). Религиозно обоснованные запреты на проведение опытов по клонированию создают препятствия к развитию нового перспективного направления медицины, способного решить проблемы трансплантации и увеличения продолжительности жизни людей. Мы уж не говорим о "заслугах" Святой инквизиции в борьбе с великими учеными Д.Бруно и Г.Галилеем.
Распространение религиозного мировоззрения на области, не принадлежащие его компетенции, препятствует развитию научного знания, накоплению новых знаний, усовершенствованию адекватной модели мира и, тем самым, к ослаблению адекватной реакции вида на негативные внешние воздействия.
Религиозная раздробленность. Фанатизм и ксенофобия
Свойственный религиозному мировоззрению догматизм приводит к тому, что при попытках внести какие-либо незначительные уточнения в систему догматов веры пассионарными персонами, церковь раскалывается выталкивая из себя секты или новые церкви, находящиеся в непримиримой борьбе друг с другом. Причем, зачастую, различия в догматах предельно незначительны или просто смехотворны. Ну скажите, какая разница если Вы верите в Святую Троицу, разделяете все догматы православия, но креститесь двоеперстием, а не щепотью? А ведь из-за этого различия тысячи людей по всей России сжигались заживо! И все это во имя Бога, который есть Любовь? И все это во имя любви к ближнему?
Фанатизм - абсолютная уверенность в своей правоте, не подлежащая сомнению и стремление навязать эту правоту всем окружающим. Обычно свойственен пассионарным11) ) особям или этносам. Такая уверенность вполне соответствует догматическому религиозному методу, в котором критическая, рассудочная, аналитическая составляющая - подавлена. Фанатизм в онтологическом смысле базируется на очень ограниченном круге знаний, а также неумении и нежелании мыслить, сравнивать и анализировать. Вообще, особи вида Homo Sapiens не любят думать, поскольку это требует колоссальных нервных затрат. Они, как уже говорилось выше, предпочитают использовать готовые штампы поведения и с легкостью подчиняются навязываемым им пассионариями поведенческим моделям.
В основе ксенофобии - естественная защитная реакция живого организма или системы на неизвестное, незнакомое или чуждое - мобилизация всех сил - в момент опасности реальной или мнимой. Только сознательный критический анализ способен быстро определить является ли незнакомое опасным или, наоборот, полезным. Таким образом первая реакция - животная, вторая - человеческая. Первобытные сообщества реагировали на соседние сообщества по животной модели. Торговля - позднее "приобретение" человечества, сначала - война или убийство инородцев. Конечно, во все времена в основе ксенофобийной реакции также и "экономические" основания, особенно при нехватке ресурсов.
Религиозное сознание способствует консервации именно ксенофобийной модели. Даже наиболее развитые религиозные системы, направленные, казалось бы вовне, на привлечение прозелитов тоже грешат подобным подходом. Вспомните отношение христиан к язычникам ведь не только мирная проповедь, но и обращение огнем и мечом, индейцев, например. То же отношение и к единоверцам, посмевшим усомниться в каких-либо даже незначительных элементах обряда: протестанты Европы уничтожались католиками систематически в массовом порядке.
|