ФАКТЫ
Откуда и как возникает религиозное мировоззрение?
Одно замечание, прежде чем мы продолжим. Я не претендую на создание научной теории, хотя и апеллирую к достижениям науки, поэтому не ищите здесь строгой научной аргументации. Я лишь выскажу несколько положений, очевидность которых для меня несомненна, и проиллюстрирую их некоторыми примерами.
Человек это животное
Доказательством тому множество научных фактов. В числе которых:
- стадии эмбрионального развития, повторяющее в краткой форме историю эволюции вида как у животных, так и у человека;
- морфология человека, указывающая на родство с другими видами животных, в т.ч. атавизмы (аппендикс);
- генетический набор человека более чем на 98% совпадающий с генетическим набором высших приматов (шимпанзе).
Homo Sapiens - молодой вид
Вид Homo Sapiens - сравнительно молодой. По оценкам специалистов - не более нескольких сотен тысяч лет
Хотя в настоящее время этот вид занимает господствующее положение, имея самый широкий ареал обитания среди других млекопитающих суши, его благоденствие и, даже, существование в обозримом (в геологическом масштабе) будущем далеко не очевидно.
В первую очередь это связано, если так можно выразиться, с суицидальными наклонностями: ни один из других видов млекопитающих не ведет столь острую внутривидовую борьбу как человек. Вся история человечества - история войн, т.е. самоистребления вида.
Во-вторых характерный для вида способ жизнедеятельности направлен на разрушение экосистем, являющихся основой его существования. Причем, это характерно не только для современной технической цивилизации (это у всех на слуху), но и для известных "великих" земледельческих цивилизаций прошлого. Истощение почв, опустынивание, засоление орошаемых земель - с этими проблемами сталкивались и цивилизации Средней Азии, Индии, доколумбовой Америки.
Хотя нам известны, в основном, примитивные (в техническом отношении) цивилизации поддерживающие равновесие вмещающих их экосистем.
Сомнительно, чтобы ради такой эфемериды Бог (Библии, например) создавал Вселенную, возраст которой по современным представлениям - несколько миллиардов лет. Сомнительно также, чтобы судьба каждой особи этого эфемерного вида интересовала божество.
Таким образом, нет каких либо значительных фактов, указывающих на некую "особость" человека, как вида, его избранность среди других видов млекопитающих. Скорее эта избранность - наше человеческое (а не божественное) заблуждение, естественно, свойственное нам как представителям этого вида. Это мы, а не природа, выделяем нас самих в ряду - прочих. Но, таким же образом волки, например, отличают себя от кроликов или собак!
Все виды животных подчинены действию биологических законов
Биологический вид Человек, как и другие виды животных, подчиняется известным биологическим законам, среди которых следует выделить группу законов, определяющих выживание вида: закон самосохранения и закон сохранения вида. На уровне особей эти законы реализуются в виде основных инстинктов. Характерно, что в ходе эволюции у большинства млекопитающих инстинкт сохранения вида имеет большую значимость, чем инстинкт самосохранения. Естественное поведение самки, спасающей детеныша даже ценой собственной жизни - прямо подтверждает сказанное.
Групповой образ жизни вида Homo Sapiens
У животных, принадлежащих к видам, особи которых группируются в сообщества, закон сохранения (выживания) вида проявляется в строгой иерархии, а также правилах поведения особей в сообществе. Как и люди, животные особи имеют ярко выраженные психологические особенности и, вытекающее из них, поведение как в автономном существовании, так и в сообществе. Эти же особенности поведения определяют положение особи в иерархии сообщества.
Исследования современных этологов показывают сложные алгоритмы поведения животных в сообществе, не сводимые к действию исключительно инстинктов. Описаны достаточно сложные поведенческие стереотипы, сопровождаемые особыми позами, звуками, движениями, наблюдаемые во всех критически важных для сообщества ситуациях: в брачном поведении половозрелых самцов и самок (напр. брачные танцы журавлей), в правилах организации охоты (у хищников) и раздела добычи, воспитания и обучения детенышей и т.д. Все это сильно напоминает то, что в человеческом сообществе мы называем обрядом или ритуалом.
Существенно важно наличие не только видовых отличий в таких стереотипах поведения, но и специфических, свойственных только данному сообществу особенностей.
Этологическими исследованиями высших приматов установлено, что у них существует развитая знаковая система общения. Более того, разработанный учеными язык жестов (гортань обезьян не приспособлена к изданию столь же разнообразных как у человека звуков) был легко усвоен шимпанзе и использовался ими для выражения их желаний и эмоций в общении с людьми - наблюдателями.
Таким образом, для всех животных характерно не только безусловно инстинктивное, определенное на генетическом уровне, поведение, но и поведение, основанное как на обучаемости отдельной особи, так и - на негенетической - знаковой передаче повадок и навыков от особи к особи и от поколения к поколению.
Очевидно, что для выживания вида может быть важной любая информация снижающая энергозатраты на добычу ресурсов, необходимых для жизни, либо информация, обеспечивающая повышение комфортности и безопасности как отдельных особей, так и их сообществ. Поэтому виды, в стереотипах поведения которых снижен порог ощущения опасности (инстинкт самосохранения) и развито любопытство имеют больше шансов на выживание. Принципиальным, по всей вероятности, моментом здесь является то, что любопытство должно сопровождаться эмоциональным поощрением, поскольку, именно, через механизм эмоций проявляется действие основных биологических законов 3) ). Приматы, к которым принадлежит наш вид - Homo Sapiens, характеризуются как раз повышенным любопытством.
С другой стороны, рост объемов накапливаемой и хранимой (внешне избыточной) информации требует развития и совершенствования видовых информационных механизмов. Таким информационным механизмом у животных является мозг4) ), тем более развитый, чем эволюционно выше расположен вид. В биологии принято оценивать степень совершенства вида по средней для него удельной массе мозга, т.е. - соотношению массы мозга и тела животного. По этой шкале Homo Sapiens занимает лидирующее положение.
Видовой особенностью Homo Sapiens является развитый речевой механизм для передачи информации являющийся, очевидно, необходимой частью информационного механизма и причиной столь высокого развития мозга. Оставляя в стороне историю возникновения и развития этого видового информационного механизма, соотношения и взаимодействия его частей отметим, что он превосходит соответствующие аналоги, имеющиеся у других видов животных, что физически выражается в максимальной среди прочих видов удельной массе мозга.
Таким образом,
- У животных, принадлежащих к видам, особи которых группируются в сообщества, складываются общественные стереотипы поведения выражающие первенство закона выживания вида (сообщества) над законом выживания особи. Эти стереотипы предусматривают иерархическую структуру сообществ, а также "ритуалы" поведения особей в критически важных для выживания сообщества ситуациях.
- В таких сообществах животных складываются видовые негенетические механизмы накопления, сохранения и передачи как критической, так и избыточной информации.
- Нет принципиальной разницы между человеком и животными в механизмах накопления, сохранения и передачи потомству как критической для выживания сообщества, так и избыточной информации. Нет принципиальных различий в специфических для сообществ животных формах поведения и иерархических структурах таких сообществ.
Есть лишь различия в степени развития5) ) таких механизмов, структур и изощренности стереотипов поведения, объективно выражающиеся в средней удельной массе мозга животного, принадлежащего данному виду.
Интересно отметить, что человека доисторического от животных отличает всего несколько внешних признаков:
- Ношение одежды;
- Постоянные орудия труда;
- Использование огня;
- Использование мест поклонения (капищ, алтарей);
- Погребение умерших сородичей и связанные с ним ритуалы.
Вербальный характер мышления Homo Sapiens
Вербальный (словесный) характер мыслительного процесса Homo Sapiens определяет ту степень отличия видового негенетического информационного механизма, которая выделяет его в ряду других видов млекопитающих.
Упомянутый выше развитый речевой механизм передачи информации определяет, собственно, человеческий механизм мыслительного процесса, который требует обозначения словом окружающих предметов и связей между ними. Сохранение важной для выживания сообщества информации также осуществляется на словесном уровне.
"Понимание" всеми членами сообщества важности для сохранения рода6) ) соблюдения определенных правил поведения первоначально лежит не на сознательном, но - животном или эмоциональном уровне. Лишь по мере развития мышления оно перемещается на уровень сознания и оформляется в виде слов и понятий. 7) )
В процессе развития видового понятийного аппарата накопленная информация о правильном с позиции выживания рода поведении его членов "кристаллизуется" в этические нормы, выраженные вербально через наиболее ярко эмоционально окрашенные понятия Зла и Добра. Они реализуются как в виде мифов, легенд и сказок, описывающих правильное поведение членов сообщества, так и в виде запретов (табу).
Отметим, кстати, что человеческие сообщества неверно сформулировавшие для себя этические нормы были "выбракованы" естественным отбором. Также благодаря естественному отбору наилучшие шансы для выживания получали сообщества, проявлявшие гуманное отношение к слабым: старикам (обладавших большим жизненным опытом), детям (будущему сообщества), раненым и инвалидам (эта группа людей могла обладать особыми знаниями и навыками, напр. известно, что утрата одного из органов чувств стимулирует необычно высокое развитие - других, что может оказаться полезным для сохранения сообщества).
Вербальный характер мышления - предпосылка религии
Из всего множества видов животных, населяющих Землю, только Человек - говорит, и только Человек же - поклоняется богам, молится, воздвигает алтари и храмы. Что же привело к этому?
Оперирование вербальными символами предметов, взамен самих предметов открывает путь не только к абстрактному мышлению, но и к фантазии, позволяющей заменять реальные связи между предметами - фантастическим, не существующими в природе. Эта способность, вероятно, использовалась для придания этическим нормам сакрального т.е. священного характера.
Необходимость сакрализации этических норм связана с одной стороны с осознанием всеми членами сообщества необычайной их важности не только на сознательном, но и на животном - эмоциональном уровне (вот вам и Совесть!). С другой - с накоплением новой информации, входившей в противоречие (реальное или мнимое) с известными этическими нормами. Появление такой информации провоцирует попытки молодых, как правило8) ), членов сообщества к ревизии или отказу от них.
Сакрализация предполагает не только создание "священных" текстов, четко формулирующих основные этические нормы, "прописывающие" определенные поощрения и наказания за их надлежащее/ненадлежащее исполнение9) ), но и реальный общественный механизм, обеспечивающий безусловное сохранение важной видовой информации и защиту от попыток ее ревизии или критики. Таким образом сакрализация предусматривает превалирование охранительных тенденции в механизме накопления информации.
Схема образования охранительного механизма сакрализации может в общих чертах выглядеть следующим образом:
Осознание необычайной важности сохранения родовых этических норм вызывает в членах сообщества желание найти некие могущественные силы, которые, помимо общественного одобрения или осуждения, подтверждали бы правоту этих норм, защищали их от попрания или изменения, наказывали бы ослушников. Излагая мифы и легенды люди привлекали с этой целью образы великих предков, Духов стихий, животных-покровителей и т.д. которые в этих мифах и исполняли соответствующие воспитательные функции. Поскольку видовой особенностью Homo является подмена предмета его словесным символом, называя явление природы и персонифицируя его человек естественным образом производил произвольное количество божеств и свято верил в реальность им самим сконструированных образов. А мощь этих природных сил выступала надежным охранителем описанных выше этических принципов. С богом не поспоришь и морду ему не набьешь.
Таким образом появляется новый охранительный элемент видового информационного механизма - вера. Иными словами - убежденность в реальном существовании (фантастических в действительности) связей между людьми и персонифицированными в виде божеств или духов силами природы. Божеств и духов прямо заинтересованных в людях, в "правильном" их поведении, в помощи и поддержке праведников, наказании злодеев и т.д.
Сам факт существования веры - следствие специфического для вида Homo Sapiens вербального мыслительного процесса.
Со временем в первоначальной иерархии человеческих сообществ выделялись "посты" знатоков традиции рода, хранителей знания - колдунов, ведунов, знахарей, жрецов и т.д. Очевидно, на эту роль выдвигались авторитетные члены сообщества, обладающие соответствующими физическими способностями: хорошо развитой памятью, речью, умом, и, может быть, актерскими способностями. Наряду с обычным для сообщества способом передачи информации от поколения к поколению - эти люди уже профессионально занимались накоплением и сохранением родовой информации. Создавали и совершенствовали обряды и ритуалы. Накапливали и умножали знания. Вероятно, это и был первый шаг в разделении труда.
Естественно, объем и содержание сохраняемых знаний различались у разных сообществ. Среди накопленных знаний содержались заблуждения, ложные или неверные сведения, в том числе о внечувственных силах и божествах (необходимый элемент сакрализации), а охранительный характер сакрализации приводил к консервации ложной информации. Устный характер передачи способствовал искажению и потере некоторых сведений. Но главные этические нормы сохранялись.
Таким образом, в доисторических человеческих сообществах сложился естественный биологический механизм накопления и сохранения общественно значимой информации. Механизм, основанный на:
- осознании всеми членами сообщества на человеческом - вербальном, и на животном - эмоциональном уровне значимости родовой этической информации;
- вере в высшие (персонифицированные в виде божеств или духов) силы природы, непосредственно связанные с человеком, охраняющие и защищающие его родовые этические нормы;
- специфическом общественном институте жречества, предназначенном для накопления и, главное, сохранения общественно значимой информации.
Как следует из сказанного, видовой негенетический информационный механизм Homo Sapiens складывается из способов как животного, так и человеческого (т.е. вербального) накопления критической и избыточной информации. Человеческие способы накопления - предусматривают словесное формулирование информации в виде этических норм, правил поведения, примет, обрядов и используют сакрализацию для ее сохранения и консервации. Преимущественное значение консервативных охранительных элементов в сакрализации видовой информации имеет, биологическое обоснование (иначе - не выжить). В виду крайней значимости сохранения критической информации для консервации знаний используются и "идеологические" средства - вера, и специальные общественные институты жречества.
Таким образом оказывается, что религиозное мировоззрение вытекает из видовых, биологических особенностей негенетического информационного механизма Homo Sapiens и является, первоначально, необходимой составляющей этого механизма. С другой стороны, формируясь на этапе перехода от животного к человеческому состоянию, оно, естественно, отвечает крайне низкому уровню знаний и навыков человека, неверно отражает основные связи и закономерности реального мира. Охранительный же характер такого мировоззрения консервирует предрассудки и заблуждения этой эпохи.
И еще один вывод. Религиозное мировоззрение не исключает полностью возможность пополнения знаний (избыточной видовой информации), но в виду своей специфической охранительной направленности создает массу препятствий этому процессу. Особенно, когда представителям жреческих общественных институтов кажется, что новые знания ниспровергают устои веры.
|