ФАКТЫ
Чем опасно религиозное мировоззрение сегодня?
А тем, что этот инструмент адаптации вида Homo Sapiens - устарел. Ну не пользуемся мы уже каменным топором или копьем, этим венцом технической мысли миновавших эпох. Почему же мы должны пользоваться дикарским мировоззрением?
Устаревшие орудия труда и инструменты
тормозят и технический, и социальный прогресс, препятствуют
повышению уровня и качества жизни. Консервируют
техническое отставание, снижают потенциал выживания
сообщества - нашего народа. Это ведь главная проблема
нашей страны сегодня!
Посудите
сами, в эпоху преобладания религиозного мировоззрения
- в течение 2-3 тысяч лет технический уровень человечества,
практически не менялся. Орудия: нож, топор, шило,
пила, колесо (кстати только у народов "Старого Света"),
гончарный круг, примитивный плуг, копье, лук. Транспорт:
животные вьючные или тягловые, гребные и примитивные
парусные суда. И все это с небольшими региональными
модификациями десятки и сотни столетий одинаково
по всей планете. Средняя продолжительность жизни
20-40 лет. Зато какие роскошные храмы строили все
это время! Все эти Великие Пирамиды, Соборы, Мечети,
Пагоды.
Сравните это с современным благами цивилизации, техническими возможностями и качеством жизни всего человечества (при всей неравномерности их распределения по планете), появившимися, в основной массе, не более 100-200 лет назад.
Религиозное мировоззрение, консервируя ложные знания12), создает неадекватную модель действительности, одним из проявлений этой неадекватности является, в частности, нерациональное использование материальных ресурсов общества, направляемых на создание грандиозных культовых сооружений в ущерб решению реальных его проблем13).
Что взамен религии?
Ну естественно - Знание. То есть систематизированное, строгое, постоянно проверяемое и уточняемое, воспроизводимое, основанное на фактах знание об окружающем мире - наука. Именно научное знание и совокупность его методов является новым видовым механизмом накопления критической и избыточной видовой информации. Причем, возникает оно таким же естественным путем, как в свое время, возникало религиозное мировоззрение.
Этот новый видовой негенетический информационный механизм (назовем его для краткости - научным) обладает чрезвычайной эффективностью с позиции выживания вида. Как возникновение религиозного видового информационного механизма позволило виду Homo Sapiens стремительно выделиться из животного мира и создать цивилизацию14) так, научный механизм обеспечил чрезвычайно высокий темп приобретения и использования новых знаний.
Кривая роста технического прогресса во времени имеет по утверждениям специалистов экспоненциальный характер. Причем, начало резкого роста кривой приходится на два-три последних столетия - время возникновения и развития современной науки и просвещения.
О "союзе" религии и науки
Сегодня у нас модно говорить о "слиянии" науки и религии. Дескать религия даст нам чистые этические представления и мистические "методы познания", а наука - рациональные.
Большего абсурда, на мой взгляд, невозможно придумать!
Нам предлагают объединить две логических системы, построенные на диаметрально противоположных принципах.
Сравним эти два метода познания:
Наука - система знаний о некоторой
области явлений действительности. Характеризуется
предметом и методом.
|
Религия - система представлений и
верований об этических правилах и нормах поведения
членов сообщества
|
Предмет - конкретная область явлений.
|
Предмет - все. Иногда - область Духа,
духовные проблемы. Что такое духовность -
не определено
|
Метод - основывается на системе понятий
отвечающих следующим требованиям:
- однозначные (исключаются различные толкования);
- строгие (указаны области применения);
- взаимосвязанные;
- непротиворечивые;
- необходимые и достаточные. (не следует
вводить лишних понятий или сущностей /принцип
Оккама/).
|
Метод - некритическое принятие неких
догм (символов веры). Откровения пророков,
мистические видения, голоса и т.п. Использование
неоднозначных, нестрогих или обыденных понятий,
слабо связанных, противоречивых, избыточных.
|
Способ получения информации - выявление
научных фактов, т.е. фактов, отвечающих принципу
воспроизводимости15) , установление их взаимосвязей, построение и проверка теорий и гипотез.
|
Способ получения информации - жизненный
опыт поколений, сконцентрированный в "священных"
текстах, мифах, легендах, преданиях. Пророчества,
утверждения и трактовки авторитетных представителей
или создателей церкви.
|
Результат - установление (выявление)
научных законов16).
|
Результат - система религиозных обрядов,
"священные" тексты письменные или устные,
религиозные институты (церкви, общины, секты)
|
Проверка результатов - обязательная
в т.ч. экспериментальная проверка законов,
гипотез и теорий.
Соответствие принципам воспроизводимости (см.
выше) и соответствия17).
|
Проверка результатов - не допускается.
Требуется вера.
Ссылка на авторитет представителей или создателей
церкви.
Ссылка на чудеса - события, нарушающие известные
природные законы.
|
Наличие конфессиональных тайных знаний
и институтов - нет.
|
Наличие конфессиональных тайных знаний
и институтов - есть.
|
Ну
как можно это объединить?!
|